Безопасность пациентов — условие предоставления качественных основных услуг здравоохранения

Каждый год миллионы пациентов страдают или умирают в результате небезопасного или некачественного оказания медицинской помощи. Существует целый ряд практик и факторов риска, которые представляют собой основную угрозу для безопасности пациентов и приводят к существенному увеличению масштабов вреда в результате небезопасного оказания медицинской помощи.

Наиболее распространенные ошибки, влекущие за собой причинение вреда пациентам:

  • ошибки применения лекарственных препаратов,
  • внутрибольничные инфекции,
  • несоблюдение правил безопасности при оказании хирургической помощи,
  • несоблюдение правил безопасности при выполнении инъекций,
  • ошибки при диагностике,
  • несоблюдение правил безопасности при выполнении переливания крови,
  • ошибки при использовании лучевых методов,
  • сепсис,
  • венозная тромбоэмболия.

Приведем пример диагностических ошибок:

-У женщины 76 лет флегмонозный аппендицит с инфильтрацией окружающих тканей был ошибочно принят за раковую опухоль слепой кишки. Этому во многом способствовало атипичное, подострое течение болезни, повторные рвоты, похудание больной, отсутствие характерных симптомов раздражения брюшины, при наличии четко определяемого пальпаторно опухолевидного образования в правой подвздошной области и явлений кишечной непроходимости. Женщину оперировали дважды. Первая операция — паллиативная «формирование илиостомы». Вторая радикальная — резекция толстой кишки. Правильный диагноз был установлен после исследования биопсийного материала и на основании данных секционного материала, т.к. больная погибла в результате сепсиса, явившегося осложнением высокотравматичной операции.

Безопасность пациентов — условие предоставления качественных основных услуг здравоохранения. Не вызывает никаких сомнений то, что качественные услуги здравоохранения во всем мире должны быть эффективными, безопасными и ориентированными на потребности людей. Кроме того, качественное здравоохранение предполагает обеспечение своевременного, равноправного, комплексного и результативного обслуживания.

Человеку свойственно ошибаться, и ожидать от людей безупречной работы в сложных, напряженных условиях невозможно. Рассчитывать на безупречные действия каждого работника — заблуждение, которое не позволит повысить безопасность.

Признавая, что безопасность пациентов является одним из глобальных приоритетов в области здравоохранения, Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию об обеспечении безопасности пациентов, в которой она одобрила провозглашение Всемирного дня безопасности пациентов, который ежегодно отмечается государствами-членами 17 сентября.

Приоритетом становится своевременная подготовка и обучение медицинских работников и руководитей медицинских организаций внедрению эффективных систем управления качеством и профилактики рисков при осуществлении медицинской деятельности, вопросам инфекционной безопасности и методам доказательной медицины. Стремится к обеспечению более высокого качества предоставляемой пациентам помощи, снижению уровня риска и масштаба вреда, достижению более высоких показателей здоровья населения и снижению затрат.